Соотечественники за рубежом – это мощный ресурс: Сергей Лавров

21.09.2011 admin

Фото: pomnirossiu.ru

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом Сергей Лавров заявил, что российские соотечественники за рубежом являются мощным ресурсом, который надо использовать по максимуму. Об этом он заявил в интервью, текст которого был размещен на официальном сайте Комиссии по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом при Президиуме Генсовета политической партии «Единая Россия». «Новая Союзная Инициатива» публикует выдержки из этого интервью:

- Сергей Викторович, что сейчас в центре внимания Правительственной Комиссии по делам соотечественников?

- Приближаются выборы, и для нас это событие важнейшее. На каждые выборы – или в Государственную Думу РФ, или Президента РФ – мы организуем максимальное количество участков при наших дипломатических учреждениях. Там, где их недостаточно, арендуем дополнительные помещения. Мобилизуем всех загранработников. Мы стремимся создать максимально удобные и комфортные условия для участия в выборах тех российских граждан, которые по разным причинам живут за границей.

К работе в избирательных комиссиях стараемся привлечь организации соотечественников, которые есть практически в каждой стране с российской диаспорой. К выборам 4 декабря в Госдуму РФ будут открыты 350 избирательных участков в 146 странах. Обычно явка на избирательные участки составляет 40-45% от числа состоящих на консульском учете. На этот раз мы рассчитываем на еще большую политическую активность и призываем всех россиян и соотечественников, имеющих право голоса, исполнить свой гражданский долг – придти и проголосовать.

- Как бы Вы определили основное содержание современной российской внешней политики?

Мы последние десять лет нащупываем внешнюю политику, которая будет очищена от идеологии и твердо опираться на наш национальный интерес. Он очень простой. У нас должны быть безопасные границы, чтобы мы могли спокойно развиваться. Нам необходимо иметь максимально благоприятные внешние условия для экономического развития. Наши граждане за границей должны чувствовать себя полностью защищенными. Мы будем стремиться к тому, чтобы как можно больше стран переходило с нами на безвизовый режим. И, наконец, добиваться того, чтобы наш бизнес не дискриминировался на мировых рынках.

Отдельно хочу сказать о политике в отношении зарубежных соотечественников. Долгое время она носила патроналистский характер. Но в последнее время ситуация стала меняться. Когда Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом преобразовывалась в ее нынешний формат, была разработана новая концепция работы с соотечественниками. Она опирается не на оказание гуманитарной помощи соотечественникам, оказавшимся в беде, хотя это направление остается. Сейчас мы основной упор делаем на поддержании духовной, культурной, языковой связи диаспор с метрополией. Для этого организуем специальные мероприятия – конференции, семинары и форумы для молодежи, профессиональных групп. Приглашаем на методические курсы учителей из числа соотечественников, преподающих родной язык за границей.

Еще одно важнейшее направление – защита политических и социально-экономических прав зарубежных соотечественников. По итогам прошлогоднего Всемирного конгресса соотечественников наша Правительственная комиссия выступила с инициативой создания Фонда поддержки российских соотечественников за рубежом. Он уже сформирован и в будущем году начнет работать. У него много задач, но одна из основных – оплата при необходимости адвокатских или других юридических услуг, которые могут понадобиться нашим соотечественникам.

- В мае этого года по поручению Президента РФ в МИД РФ была учреждена новая должность – уполномоченного по вопросам прав человека, демократии и верховенства права. Чем занимается этот уполномоченный?

- Появление должности уполномоченного при министре иностранных дел РФ связано с тем, что мы хотим, чтобы международные отношения базировались на прочных правовых основах. Есть целый комплекс международных документов, включая Устав ООН, которые ратифицированы всеми государствами и является обязательными для исполнения. Но, к сожалению, наши партнеры, особенно на Западе, постоянно напоминая нам и другим странам о необходимости уважать принципы демократии и верховенства закона, не считают необходимым для себя применять эти принципы в практике международных отношений.

В результате эти отношения страдают от того, что не уважается международное право. Последний пример – это резолюция Совета Безопасности ООН по Ливии. В ней было написано одно, а на деле резолюция трактовалась настолько расширительно, что даже уважаемые западные эксперты во весь голос говорили, что так поступать нельзя.

Поэтому наш уполномоченный будет ежегодно готовить доклад, посвященный тому, как соблюдается международное право и как соблюдаются отраженные в Уставе ООН принципы демократии в международных отношениях. То есть, как ведут себя другие страны на международной арене с точки зрения международного права.

- Бывая за границей, обычные люди сталкиваются с Консульской службой. И нередко жалуются на пренебрежительное отношение, нежелание помочь, бюрократизм. Возможно, что это частные случаи, но попадая в прессу, они становятся выпуклыми, и на основе их зачастую делаются некие обобщающие выводы о консульской службе вообще. Справедливы ли подобные упреки? Доходят ли они до Вас?

- Безусловно, я слышу и всегда реагирую на конструктивную критику наших граждан. В любом коллективе есть люди, которые душой болеют за дело. Есть, конечно, и менее ответственно относящиеся к работе с людьми (а в консульской и дипломатической службе это главное). Мне известно, что бывали случаи пренебрежения своими непосредственными обязанностями, нежелания потратить лишнее время, чтобы решить какую-то конкретную проблему обратившегося за помощью человека. Но такие случаи отнюдь не характеризуют всю работу Консульской службы. Я получаю огромное количество писем от людей, которые выражают благодарность, упоминают конкретных консульских или посольских работников, оказавшим им помощь. Эти письма мы не передаем в газеты, и поэтому СМИ мало пишут о работе консульств в позитивном ключе.

Бывает и так, что человек действительно нарушил какой-то закон страны пребывания – иногда и серьезно. Попадает за это в полицию, а потом начинает жаловаться, что консул, мол, плохо или недостаточно активно его защищал. Иногда эта личная обида выплескивается в СМИ. Такие случаи порой происходят, но повторяю, не они определяют лицо наших консульских представительств.

- Вопрос о репатриации наших соотечественников стоит очень остро, учитывая и демографические проблемы, и рост миграционных потоков и т.д. В принципе, страна занимается решением этого вопроса, например, принята и реализуется программа добровольного переселения соотечественников в Россию. Тем не менее, многие наши соотечественники, считают, что необходимо принять специальный Закон о репатриации. Опираясь при этом на опыт таких государств как Израиль, Германия, Польша и т.д. (причем достаточно успешный опыт). Разговоры о необходимости принятия такого закона в России идут давно, но пока он так и не принят. Почему?

- Тем, кто переселяется в Россию, подобный закон по большому счету не нужен. Для человека, который решил переехать в Россию, МИД с его зарубежными структурами – посольствами и консульствами – является только вспомогательным звеном. У такого добровольца есть ряд конкретных вопросов, не относящихся к компетенции МИД. Ему надо знать, в какой регион он будет переселяться, какие там жилищные условия, как там трудоустроиться, на какую зарплату можно рассчитывать и т.д. Этими вопросами занимается Федеральная миграционная служба в тесном контакте с нашими зарубежными учреждениями.

Например, в Калининградскую область (она наиболее успешно осуществляет программу добровольного переселения) люди едут с удовольствием. В другие регионы – желающих ехать меньше. Куда-то переезжать совсем не хотят. Т.е. желание переселяться напрямую зависит от того, какие условия создаются в том или другом конкретном регионе.

Пока число переселенцев просто мизерное – 34 тысячи человек за 4 года существования программы. Но постепенно их число увеличивается.

Что же касается самой программы добровольного переселения, то она предусматривает массу преференций для соотечественников – «подъемные», компенсационные выплаты, возможность получить российское гражданство в ускоренном порядке. Я вообще считаю, что нам необходимо ввести более облегченный вариант предоставления гражданства, нежели тот, который мы имеем сегодня. Например, сейчас для получения гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке на территории РФ, не требуется согласия второго родителя. А вот если семья живет за границей, то такое согласие необходимо, даже если муж и жена разведены. Мне кажется это излишним.

- Какую позицию занимает МИД в вопросе удостоверения соотечественника?

- Вокруг этого вопроса долгое время шли споры, велись дискуссии. В основном его ставили соотечественники, которые поддерживают связь с Россией, но не хотят сюда переезжать. Некоторые предлагали даже, чтобы такое удостоверение давало право на социальное обеспечение, какие-то льготы, скажем, бесплатное посещение музеев и т.д. В таком случае получалось бы, что соотечественник с удостоверением имел бы больше прав, чем российский гражданин.

Мы эту тему долго обсуждали, в том числе и при подготовке Закона о политике в отношении соотечественников. И пришли к выводу, что вводить специальное удостоверение нецелесообразно. Если же страновые Советы соотечественников хотят поощрить активных членов диаспоры, они могут выдавать им соответствующие документы или грамоты. Какими правами и льготами наделяют эти документы своих обладателей – тоже решают сами Советы.

- Сегодня многие диаспоры выступают в качестве внешнеполитического инструмента своей метрополии. Например, активная армянская диаспора во всех странах, где она существует, старается действовать в интересах Армении. Что могла бы сделать, с Вашей точки зрения, в этом отношении для России русская диаспора?

- Во взаимоотношениях России с диаспорами очень важно, чтобы движение происходило в обоих направлениях. Россия оказывает поддержку диаспорам, в первую очередь, помогает им консолидироваться, а диаспоры стараются действовать в интересах России. Например, мы оказываем нашим соотечественникам существенную помощь по линии нашей Правительственной комиссии.Ежегодно выделяются достаточно серьезные деньги, которые идут на оборудование помещений, где работают Советы соотечественников, на поддержку библиотек, курсов русского языка, проведение гуманитарных, культурных и спортивных мероприятий. С моей точки зрения, это и является консолидирующим началом. Чем активнее и интереснее живет коллектив, тем больше к нему тянутся люди.

Помимо этого мы помогаем Советам соотечественников защищать свои права. Яркий пример – Латвия и Эстония. Мы последовательно настаиваем на том, чтобы международные договоры по правам человека, по национальным меньшинствам, те конкретные рекомендации, которые были вынесены по линии ОБСЕ, Совета Европы и ООН в отношении Латвии и Эстонии, обязательно выполнялись. Наши же соотечественники в Прибалтике выступают против попыток балтийских стран по-своему трактовать историю, а фактически извращать ее, чтобы использовать это для обвинений в адрес России.

Кроме этого, наши соотечественники в странах, входящих в Евросоюз, выступают за то, чтобы скорее решились вопросы, связанные с присоединением России к ВТО на справедливых условиях, а не на дискриминационных.

Диаспоры – это наш мощный ресурс и его надо использовать на полную мощность. И здесь есть еще над чем работать.

- Насколько далеко может или готова пойти Россия для защиты не столько своих государственных интересов, сколько интересов именно простого человека, своего гражданина, который попал в беду далеко от Родины? Американцы, например, с гордостью говорят, что их страна готова прислать авианосец, чтобы защитить своих граждан.

- Мне представляется, что Россия уже доказала свою готовность защищать простых людей – в Осетии в 2008 году. Там было совершено нападение на наших граждан, поскольку в Южной Осетии большинство людей имело российский паспорт и соответственно российское гражданство.

Но Грузия напала не только на абхазов и осетин Южной Осетии, но и на наших миротворцев, которые там находились. А поскольку миротворцы – это официальные представители государства, то фактически Грузия применила военную силу по отношению к РФ. И думаю, что принуждение Грузии к миру стало уроком для многих.

А кричать, что мы по любому поводу готовы подтягивать флот… Мы не кричали, но когда потребовалось, сделали то, что необходимо для защиты наших граждан.



Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Читайте также:

Павел Глоба У Евразийского союза будущее глобальной конфедерации: п...

Владимир Улас Выступление Владимира Уласа на последнем заседании Госд...

шос1 ШОС необходимо построить новую модель региональной безо...

осетия Южная Осетия и Абхазия сохранят курс на сближение с Рос...

флаг1 Южная Осетия может рассчитывать на поддержку Российской...

флаг Латвия 170x128 Латвия выбрала согласие...