«Я хочу танцевать сто лет»

30.03.2011 Андриана Ставицкая

Из цикла «Наши герои»

Марис Лиепа – это имя широко известно знатокам и ценителям, поклонникам и критикам, профессионалам и любителям балетного искусства по всему миру. Одаренный и упорный латвийский мальчик, очень рано вышедший на театральные подмостки, знаменитый солист, перетанцевавший почти весь репертуар своего времени, преподаватель классического балета в Московском хореографическом училище и перспективный, слишком рано ушедший из жизни балетмейстер – все это он, Марис Лиепа, с которым неразрывно связана целая веха советского балета.

Биография этого талантливого человека – это незримая, практически всегда остающаяся невидимой для посторонних глаз, канва частной жизни, по которой разноцветными нитями «вышиты» многочисленные достижения на профессиональном поприще. Именно поэтому, рассказывая о Марисе, невозможно не говорить о его ролях, его партиях и балетных постановках, его наградах – о всем том, что наполняло его жизнь.

Второй ребенок в семье, в детстве Марис был слабым и часто болел, возможно, как раз поэтому его мать, Лилия Лиепа, лелеяла мечту о том, чтобы сын стал преуспевающим врачом. Отец же, Эдуард Лиепа, потерявший голос хорист, работающий в театре мастером сцены, в надежде, что хилый малыш окрепнет и физически разовьется, последовал совету друга и отдал сына в рижское хореографическое училище. Конечно, сейчас, приоткрывая завесу времени, трудно предположить, задумывался ли отец, как далеко уйдет его мальчик по предложенному пути, надеялся ли на его хореографические успехи и представлял ли в мечтах величину и размах его известности. Зато достоверно известно, что другом, чей совет сыграл такую огромную роль в судьбе Мариса, был Болеслав Милевич, сам в прошлом танцовщик, к этому времени занимающий в училище пост завуча.

Кстати, сценический дебют будущего балеруна состоялся раньше, чем он начал обучение хореографии, причем в амплуа хорового исполнителя. На сцене рижского театра оперы и балета (в котором работал отец), по предложению директора театра, Марис Лиепа пел в постановке оперы «Кармен» в хоре мальчиков. Зато в 13 лет он уже выступал не только в детских балетах, но и танцевал партии во взрослых балетных постановках: страшилище в «Аленьком цветочке», половецкий мальчик в опере «Князь Игорь» и еще около сотни прочих ролей. Но, несмотря на успехи, балет в это время не был единственным серьезным увлечением Мариса, он так же занимался спортивной гимнастикой, весьма успешно – плаванием, в котором ему даже удалось завоевать титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.

К счастью, балету все же удалось отстоять свое лидерство. В 1953 году Марис уехал из Латвии, чтобы обучаться в Московском хореографическом училище. Прекрасные внешние данные и отличная техника выделяли его из всех выпускников, но остаться в Москве не удалось. Ему отказали в приеме в балетную труппу Большого театра, объясняя это тем, что национальным кадрам следует закрепляться на родине. Лиепа вернулся в Ригу.

И все же, спустя некоторое время, он стал солистом Большого театра, на сцене которого ему предстояло танцевать более 20 лет. Тогда, в 1960 году, единственный вопрос, который он задал главному балетмейстеру легендарной труппы, был: «Что я буду танцевать», не интересуясь ни зарплатой, ни квартирой, и именно это решило его судьбу.

Впереди будет еще много всего – лучшие партии, известные постановки, награды и мировое признание, пожалуй, даже не стоит пытаться перечислить все высоты, которые удалось достичь в это время Марису Лиепе. А потом у него произойдет конфликт с балетмейстером Ю.Н.Григоровичем, который практически перестанет давать ему роли, и в 1982 году, под его давлением, Мариса Лиепу признают профнепригодным.

Как ни странно, но в это трудное время от него отвернулись на родине, в Латвии: в Рижского оперном театре не доверили вакантный пост балетмейстера и не позволили создать новый театр балета в Риге, зато в Москве ему предложили создать Театр Мариса Лиепы. К сожалению, набранной 15 марта 1989 года труппе не удалось поставить ни один балет, потому что 26 марта Марис Лиепа скоропостижно скончался. Как говорят в Москве, его сердце не выдержало унижения, когда охранник Большого театра отобрал у него пропуск.



Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Читайте также:

Петров Ю.Юрченко: «Для меня это акт поэтический»...

Wostok-Station_core32_mini На Земле Франца-Иосифа реанимируют советскую полярную с...

Последний бой._170x128 Память о Великой Отечественной войне всегда останется о...

kinoteatr В Азербайджане ограничат показ фильмов на русском языке...

автопортрет1__ Славный соотечественник...

1a Известный Неизвестный – великий сын чукотского народа...