«Брестская крепость», вымысел и факты.

11.12.2010 Владимир Александров

Первый кинопроект Союзного государства России и Беларуси. Фильм «Брестская крепость», 2010 г. – вымысел и факты.

Со дня премьеры фильма вышло большое количество рецензий. Кто-то считает фильм режиссера А. Котта (автор «идеи» И. Угольников) лучшим фильмом о войне за последние 20 лет, кто-то скептически отнесся  к очередной попытке сделать блокбастер на тему Великой Отечественной войны. Действительно, чем-то эта киноверсия обороны Брестской крепости напомнила известный голливудский фильм режиссера Майкла Бэя «Перл Харбор», 2001 года выпуска. Те же, по сути,  спецэффекты, взрывы, разрушения, море крови, горы трупов. Толпы несущихся в ужасе во всех направлениях полуголых людей. Вероятно, чтобы создать побольше ужаса горы трупов навалены в основном из гражданских лиц. Видимо, в этом есть какой-то скрытый смысл или «художественный» прием, известный «автору идеи». Если бы тема касалась какого-нибудь очередного фильмешника типа «Менты 1, 2, 3 – бесконечность» можно было бы спокойно встать и выйти из зала. Но здесь – тема особая. Героический подвиг гарнизона приграничной Брестской крепости. Каждый камень которой пропитан болью, кровью и подвигом. Подвиг защитников Брестской крепости – ярчайший пример беззаветного исполнения долга перед Родиной. Именно в этом высокий и главный его смысл. Все может сказать одна только надпись, сделанная штыком неизвестного бойца  20 июля 1941 года на стене: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!», от которой просто мороз идет по коже.  Однако в представленном нам фильме – это как-то не особо звучит. Если звучит вообще. За суетой спецэффектов и крупных планов вселенского разгрома главное как-то теряется…

Есть и еще некоторые непонятные вещи. Попробуем в них разобраться с помощью известной книги «Брестская крепость» (М., Раритет, 2000 г.) первого документалиста и исследователя обороны Брестской крепости – Сергея Сергеевича Смирнова. Например, почему «главный герой» фильма – воспитанник музвзвода зовется Акимов Александр, а не настоящим именем – Петр Клыпа? Гаврилов же – Гаврилов, а не Петров, Фомин – Фомин, а не Иванов? Неужели автора «идеи» смутила послевоенная биография мальчишки? Петр Клыпа был осужден за то, что зная о некоем преступлении, совершенном его школьным товарищем – не сообщил об этом в правоохранительные органы. Откуда-то взялся «весельчак» лейтенант НКВД по фамилии Вайнштейн в типично постперестроечной сценке о «поиске врагов и паникеров».  При этом как-то вскользь прозвучала цифра из уст майора Гаврилова – «гарнизон 8 тысяч». В некоторых других источниках также приводится цифра защитников Брестской крепости – 7-8 тысяч человек. Однако это не соответствует действительности. В книге Смирнова С.С. (стр.30-31) говорится, что в начале лета основные части, включая артиллерию и танки, были выведены из крепости в летние лагеря на учебу. В крепости остались только штабы да дежурные подразделения от полков, большей частью одна-две роты. Таким образом, в ночь на 22 июня 1941 года гарнизон крепости насчитывал в общей сложности около двух полков пехоты (1500-2000 человек). Кроме того, все это были мелкие подразделения от разных частей, да еще и разбросанные по всей территории крепости. В таких условиях создать эффективную оборону было чрезвычайно трудно. Об этом же говорится в фильме «Бессмертный гарнизон» (Мосфильм, 1956 г., режиссер  Захар Аграненко) в диалоге Батурина и Кондратьева: «…где ты будешь? В лагерях, сам знаешь, в крепости у нас всего ничего осталось…». Сценарий к этому фильму написал Константин Симонов. Так что лучше в этом вопросе полагаться на исследования и данные С. Смирнова и К. Симонова, чем на выдумки очередных «исследователей» Великой Отечественной войны, которых развелось после развала СССР – как мух. Штурмовал же крепость армейский корпус генерала Шрота из трех свежих пополненных пехотных дивизий. Одной из них,  наносящей главный удар, была 45-я дивизия (только в ней было более 17 000 человек), которая в свое время первой входила в горящую Варшаву и побежденный Париж. Вся корпусная артиллерия Шрота была стянута к крепости. По данным С.С. Смирнова, у немцев было более чем десятикратное превосходство в силах. При этом горы трупов должны были быть из немецких солдат, так как известно, что потери фашистов под Брестской крепостью за первую неделю боев составили 5% от ВСЕХ потерь немцев на советско-германском фронте за эту неделю (стр. 263). В этом не только исключительный героизм и мужество, но и огромное умение и выучка гарнизона крепости.

Но вот майор П.М. Гаврилов останавливает разбегающихся солдат и строго отчитывает двух не по форме одетых лейтенантов. На самом деле, эти слова принадлежали лейтенанту «с Красной Звездой» В.И. Бытко (стр.193). Конечно, не самое существенное отклонение от реальных событий.

Следующий же эпизод более весом. Где-то после часа просмотра на экранах появляется сцена, показывающая толпу наших солдат бредущих сдаваться в плен. Авторы фильма вкладывают в уста начальника 9-й погранзаставы лейтенанта Кижеватого А.М. слова, что стрелять по ним как по трусам и предателям не надо, каждому мол, свое. Такая вот «умиротворенность» и «всепрощение», по сути оправдывающая предательство. Сложно представить себе, что такой эпизод мог бы иметь место. Лейтенант Кижеватый просто не мог сказать такого, потому что среди защитников Брестской крепости не могло быть такого количества предателей. А если бы кто и нашелся – его бы растеряли на месте без суда по законам военного времени. Как это случилось с предателем, выдавшим комиссара Фомина. Того, правда, придушили. Полковой комиссар Фомин Ефим Моисеевич вовсе не сам представился пленившим его в беспомощном состоянии фашистам (как в фильме «еврей, комиссар, коммунист»), а был выдан предателем. К тому времени все документы советских командиров по приказу Фомина были уничтожены. Сам комиссар был одет в простую солдатскую стеганку и гимнастерку без знаков различия. Внешне он ничем не отличался от других бойцов (стр. 176). Смирнов С.С. пишет, что этот предатель не перебежал раньше к врагу, видимо, только по тому, что боялся получить пулю в спину от советских бойцов. Именно так поступали с предателями. Интересно, для чего авторам «идеи» понадобилась эта сцена?

Совершенно непонятно, почему в фильме о майоре Петре Михайловиче Гаврилове сказано, что его как и «всех побывавших в плену» – после войны репрессировали. Это тоже такое новое прочтение истории? Или – дань известной моде, согласно которой необходимо, просто обязательно нужно плюнуть в сторону «кровавого сталинского режима»? Известно, что после освобождения из лагеря в Хаммельсбурге Гаврилов легко прошел государственную проверку, был восстановлен в звании майора и осенью 1945 года получил новое назначение. Он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири.  Отслужив, был уволен в отставку на пенсию (стр. 160-162). В январе 1957 года П.М. Гаврилову было присвоено звание Герой Советского Союза, а в феврале ему вручили Золотую Звезду Героя и целых два ордена Ленина. Вторым орденом Правительство наградило его  за долголетнюю безупречную службу в рядах Советской Армии. Такой вот «репрессированный»…

Хотелось также сказать о капитане Зубачеве Николае Ивановиче.  Из содержания фильма следует, что обороной Цитадели руководил комиссар Фомин. Однако, это не совсем так. На третий день боев оборону возглавил капитан Зубачев. Об этом было написано и в Приказе №1. Именно по настоянию капитана Зубачева, а не Фомина (стр. 183) из Приказа №1 были вычеркнуты слова «для немедленного выхода из крепости». Капитан Зубачев как-то вообще потерялся в этом фильме на задних планах. За время обороны Цитадели Фомин и Зубачев сдружились и даже были ранены одной гранатой, брошенной немцами в окно. Но зачем же искажать факты?

Эпизод с отправкой женщин и детей в плен. Якобы слова, произнесенные раненным бойцом в полубреду подвинули лейтенанта Кижеватого отдать приказ женщинам идти сдаваться в плен. Очередная глупость. Возможность такого решения обсуждалась на общем собрании защитников гарнизона, так как из-за отсутствия воды и продовольствия женщины и дети стали умирать. Об этом собрании тоже ничего внятно не сказано, а именно на нем всеми бойцами и командирами было принято решение драться до конца. Защитники Брестской крепости не испытывали никаких иллюзий насчет немецкого плена. Но из двух зол (остаться и точно погибнуть или сдаться и получить хотя бы один шанс из тысячи спасти хоть кого-нибудь из женщин и детей) выбрали наименьшее. Кстати сказать, многие семьи командиров были выданы полицаями из местных и расстреляны в 1942 году, в том числе и семья лейтенанта Андрея Кижеватого – мать, жена и трое детей. Мое глубокое убеждение, такие значительные исторические события, как оборона Брестской крепости должны освещаться предельно достоверно, а не в угоду существующей конъюнктуре.

В этой связи можно было бы предложить авторам «идеи» фильма пустить в титрах следующие строки: В 1992 году фразу «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» повторил в своём предсмертном письме участник обороны Брестской крепости Тимерян Хабулович Зинатов. По словам научного сотрудника музея, Зинатов служил курсантом, в первые дни обороны был ранен, 30 июня попал в плен, бежал из немецкого концлагеря, закончив войну в действующей армии. За участие в обороне он был награждён орденом Отечественной войны II степени. После войны Зинатов каждый год приезжал в крепость. В сентябре 1992 года Зинатов после посещения крепости бросился под поезд, оставив письмо с посланием «ельцинско-гайдаровскому правительству», в котором писал: «…я хочу умереть стоя, чем на коленях просить нищенское пособие для продолжения своей старости и дотянуть до гроба с протянутой рукой! <…> Мы были героями, а умираем в нищете! Будьте здоровы, не горюйте за одного татарина, который протестует один за всех: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!». На могиле Зинатова были установлены памятники от Брестского горисполкома и от правительства и ветеранов Татарстана. (http://www.brestkrepost-film.ru/). Или идти снимать какой-нибудь очередной «Перл Харбор» и не трогать святого. Пока же можно сказать, что первый кинопроект Союзного государства России и Беларуси получился, мягко говоря, не вполне удачным

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

Комментарии

02.04.2015 Неизвестный

Для начала правильно фамилию Кижеватов напишите и по падежам склоняйте,а потом уж про достоверность говорить будете!!!!!умники,блин….


03.11.2015 васек

Это все, что ты можешь ответить??? Все он правильно написал, в том числе и фамилию…и не подкиньте понятия25 лет только это и делаете, » умник» блин.


03.11.2015 васек

Не подменяйте то есть..а то и ко мне придеретесь, тут вообще то система слова по аналогии ставит, это к вопросу об ошибках «умник» блин.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Читайте также:

1a Миражи современности. Работать или играть – выбор за на...

1a Как боролись с коррупцией в Царской России...